Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 15.11.2022 дал разъяснения о практике применения судами норм о компенсации морального вреда.
Судом рассмотрены общие положения права на компенсацию морального вреда, условия возложения обязанности, способ и размер, отдельные случаи компенсации и процессуальные вопросы, в том числе в сфере уголовного судопроизводства.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права.
К примеру, гражданин, потерпевший от преступления против собственности, при совершении кражи, мошенничества, присвоения или растраты имущества, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и др., вправе предъявить требование о компенсации морального вреда, если ему причинены физические или нравственные страдания вследствие нарушения личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, данные положения закреплены в гражданском и уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации.
В указанных случаях потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда, в том числе путем предъявления самостоятельного иска в порядке гражданского судопроизводства. Иск о компенсации морального вреда, причиненного гражданину непосредственно преступлением, может быть предъявлен по уголовному делу после его возбуждения и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде. В случае, если гражданский иск о компенсации морального вреда, вытекающий из уголовного дела, не был предъявлен или не был разрешен при производстве по уголовному делу, он предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Стоит отметить, что на возмещение морального вреда имеет право и гражданин, который незаконно осужден; привлечен к уголовной ответственности; содержится под стражей или находится под подпиской о невыезде; привлечен к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ. При этом моральный вред подлежит компенсации независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. При определении размера компенсации в указанных случаях надлежит учитывать в том числе, длительность и обстоятельства уголовного преследования, тяжесть инкриминируемого истцу преступления, избранную меру пресечения и причины избрания определенной меры пресечения (например, связанной с лишением свободы), длительность и условия содержания под стражей, однократность и неоднократность такого содержания, вид и продолжительность назначенного уголовного наказания, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, личность истца (в частности, образ жизни и род занятий истца, привлекался ли истец ранее к уголовной ответственности), ухудшение состояния здоровья, нарушение поддерживаемых истцом близких семейных отношений с родственниками и другими членами семьи, лишение его возможности оказания необходимой им заботы и помощи, степень испытанных нравственных страданий. Кроме того, независимо от вины указанных должностных лиц судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности. Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления, или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Помощник Кольчугинского
межрайонного прокурора
О.А. Сучкова